Что такое балансировка колес?

Балансировка колес – процедура, на которую многие водители не обращают внимания. И это довольно большая ошибка, ведь хотя теоретически это лишь один из элементов сезонной замены шин, на практике это имеет огромное значение для безопасности и комфорта вождения. Несбалансированные колеса ухудшают управляемость и торможение, а также создают вибрацию. Узнайте больше о балансировке колес!

Что такое балансировка колес?
Что такое балансировка колес?

Что такое балансировка колес?

Наверное, каждый водитель за время своего приключения за рулем узнал, что такое балансировка колес автомобиля. Это мероприятие чаще всего сопровождает сезонную замену шин. Балансировку колес всегда следует выполнять после каждой замены шин на вашем автомобиле. В каждой профессиональной авторемонтной мастерской есть такие машины, как балансировочные станки, которые обеспечивают точную индикацию балансировки колес. 

При обнаружении неравномерности распределения массы вокруг оси вращения колеса необходимо сбалансировать ее с помощью специализированных вулканизирующих грузов. Стоит доверить эту задачу профессионалам, ведь плохо сбалансированные колеса негативно влияют на управляемость автомобиля

Вибрация руля и другие симптомы неправильной балансировки колес

Статический дисбаланс

Неравномерное распределение веса относительно оси вращения колеса приводит к разбалансировке колеса. Простыми словами, когда на одной стороне колеса объем больше, чем на другой, это приводит к вибрациям из-за увеличения силы инерции. В результате колесо имеет тенденцию отсоединяться, особенно по мере приближения его массы к верхнему положению. Однако когда избыточная масса проходит верхнюю точку и начинает приближаться к дороге, возникают дополнительные силы, прижимающие шину к дороге. Вот почему балансировка колес – такой важный процесс. 

Плохо сбалансированные колеса при частоте вращения 10 об/мин. цикл повторяется 10 раз каждую секунду. Каждый раз, когда центр масс заставляет колесо отрываться от дороги, возникают подъемные силы. Их мощность увеличивается по мере увеличения скорости автомобиля и, следовательно, увеличения скорости вращения шин. Эти значения растут в геометрической прогрессии, обычно достигая пикового резонанса на скорости от 70 до 90 км/ч. На более высоких скоростях заметность явления начинает уменьшаться, хотя нередко после скоростей 120–130 км/ч может начать давать о себе знать динамический дисбаланс.

Динамический дисбаланс

Плохая балансировка колес дает о себе знать и при движении на повышенных скоростях. Примером такого явления является динамический дисбаланс, возникающий в передней оси автомобиля на скорости 120-130 км/ч. Тогда возникает резонанс из-за радиального колебания колеса, которое передается кузову автомобиля. В свою очередь, динамическая разбалансировка колес, расположенных на задней оси автомобиля, обычно ощущается на скорости не ниже 140 км/ч. 

Эффект динамического дисбаланса проявляется в виде сил, действующих на колесо во время движения, которые приводят его в движение зигзагообразно. Радиальная сила качания, действующая на ось автомобиля, проявляется в вибрациях, которые могут быть вызваны, в частности, неравномерный износ шин. Каждой шине свойственна неоднородность жесткости, но в большинстве случаев это незаметно при повседневной эксплуатации. Лишь когда диспропорция достигает более высоких значений, начинает проявляться вертикальное биение колеса, называемое динамическим дисбалансом. 

Почему балансировка колес необходима?

Колеса и подвеска вашего автомобиля — это команда, отвечающая за точность и безопасность вождения. Плохо сбалансированные колеса оказывают огромное влияние на устойчивость автомобиля. Поэтому центр тяжести и центр вращения должны уравновешивать друг друга. К факторам, влияющим на неправильное распределение веса колес, относятся:

  • плохой баланс шины или обода, возникший из-за дефектов эксплуатации или производства,
  • неправильное выравнивание обода и шины относительно друг друга,
  • погнутые диски или поврежденные тормозные барабаны,
  • неравномерная посадка и крепление на ступице колеса,
  • неисправности или износ элементов подвески,
  • износ или выход из строя компонентов подвески, таких как амортизаторы, поперечные рычаги или рулевые тяги.

Что такое балансировка колес? Когда начать?

Перед посещением шиномонтажной мастерской многие водители задаются вопросом, что такое балансировка колес ? Итак, давайте разберемся, что представляет собой этот процесс и каковы его ключевые этапы. Первый шаг к балансировке колес — их снятие. Поэтому их необходимо отвинтить и снять со ступиц. Затем вулканизатор должен очистить от грязи и диски, и покрышки. О каких загрязнителях речь? Чтение балансировщиков может быть нарушено, среди прочего: камни, застрявшие в рисунке протектора, или большое количество грязи на внутренней стороне обода.

Очень важным элементом подготовки колес является снятие грузов, прикрепленных во время предыдущей балансировки. Они полностью меняют геометрию работы. Только правильно подготовленное и очищенное колесо следует подвергать дальнейшим работам с использованием профессионального шиномонтажного оборудования. 

Статическая балансировка – что это такое?

Старые машины позволяли выполнять несколько менее точную балансировку шин . Однако это не означает, что раздражающие вибрации невозможно устранить. Устройства, обеспечивающие статическую балансировку шин на вертикальной машине с так называемым приколоть. Затем указывается место, где масса находится за пределами оси вращения колеса . Статическая балансировка позволяет устранить многие источники биения или резонанса, но уступает по точности технологии динамических измерений. 

Что такое динамическая балансировка колес?

Динамическая балансировка колес – функция, предлагаемая большинством современного шиномонтажного оборудования. Конечно, машины, оснащенные дополнительными датчиками, приобретаются дороже, но на данный момент они являются наиболее распространенным стандартом в профессиональных шиномонтажных мастерских. Динамическая балансировка колес дает значительное преимущество перед статической балансировкой, поскольку измерения отскока выполняются не только по вертикали, но и по горизонтали, т. е. вбок. 

Как проводится динамическая балансировка колес ? Деталь с установленной шиной устанавливается на балансировочный станок. Затем устройство разгоняет колесо до скорости от 15 до 25 км/ч. Датчики, установленные в балансировочном станке, измеряют отклонения массы от центра колеса, а также биение, выдаваемое наружу. Собранные таким образом данные отображаются на экране. Благодаря этому вулканизатор получает точные инструкции, куда устанавливать грузики, что иногда может означать необходимость установки множества элементов в разных местах обода.

Процедура балансировки колес автомобиля – зачем нужен балансировочный станок?

Балансировочный станок – это специальный станок, в котором монтируется колесо и в котором оно подвергается вращательному движению, имитирующему условия движения. Устройство проверяет распределение веса по поверхности обода и шины. Почему это имеет значение? Концентрация большего веса в одной точке может привести к отклонению колеса от плоскости во время вращения и возникновению вибраций.

Во время испытания балансировщик указывает на любые неровности и сообщает специалисту по шинам, где разместить грузы . Здесь стоит отметить, что при каждой последующей балансировке можно использовать только новые гири. Старые не дадут гарантии, что балансировка колес пройдет на сто процентов успешно.

После установки грузов обод и шину следует еще раз проверить на балансировочном стенде. Если повторная проверка не покажет отклонений, колесо готово к установке на ступицу. Когда процедура может усложниться? Балансировка колес может стать элементом сезонной замены шин . Поэтому, если у водителя один комплект дисков, но два комплекта сезонных шин, перед проведением проверки необходимо сменить зимнюю резину на летнюю или наоборот.

Балансировка колес – почему это так важно? 

Почему именно вам следует балансировать шины? Ответ довольно прост! Из-за производственных дефектов вес шин и дисков может быть неравномерно распределен по поверхности. Если они не сбалансированы с помощью специальных грузов, водитель заметит это во время движения. Если проблема касается колес передней оси, сразу после трогания с места будет ощущаться заметная вибрация в рулевом колесе. Рывки иногда пропадают на высоких скоростях и снова возвращаются, когда машина немного сбавляет скорость.

В ситуации, когда задняя ось отбалансирована неправильно, кузов автомобиля может заметно вибрировать . Раздражающие симптомы означают, что неравномерное распределение нагрузки на диски и шины значительно снизит комфорт поездки. Кроме того, это влияет на безопасность – может ухудшаться тормозная система автомобиля или слабее реагировать рулевая система.

Плохая или недостаточная балансировка колес также является проблемой снижения долговечности компонентов шасси. Под воздействием высоких вибраций снизится прочность таких деталей, как амортизаторы, ступичные подшипники и рулевые тяги . А полная и преждевременная замена этих элементов может стоить до 2-3 тысяч рублей! Сами шины, вероятно, придется заменить быстрее. Их протектор будет изнашиваться неравномерно – вулканизаторы часто называют этот процесс «покрытием».

Когда стоит балансировать колеса автомобиля? 

Балансировка колес становится необходимой в трех случаях. Во-первых, когда водитель едет в шиномонтажную мастерскую для сезонной замены шин . Во время переноса он снимает старые гири и вынужден надевать новые – это естественно, более того, случай уже кратко описан выше. Во-вторых, балансировка становится необходимой в ситуации , когда после сезонной замены шин водитель ощущает вибрации, исходящие из области колес , или заметный биение по рулю во время движения. Это значит, что шиномонтажник либо не провел процедуру раньше, либо сделал ее неправильно.

Третий случай касается курса. Даже если у водителя в автомобиле всесезонные шины или даже если у него отдельные комплекты дисков для зимней и летней резины, ему следует время от времени проверять распределение веса на поверхности каждого диска. 

Специалисты рекомендуют проводить балансировку колес каждые 10 000 километров даже с неперевернутыми шинами. На всякий случай, хотя столь добросовестно к делу подходят немногие водители. Однако помните, что балансировка колес при каждой замене шин — это абсолютный минимум. Перестановка шин часто оказывает положительное влияние на срок службы автомобильных шин . Мы подробно объясняем , что это такое и как это сделать, в статье, опубликованной в нашем блоге.

Напоследок стоит отметить, что процедуру нельзя пропускать не только из-за ее важности для комфорта и безопасности вождения. В том числе и из-за цен на услуги. Сколько стоит балансировка колес? Действительно мало денег! Даже в солидных мастерских стоимость услуги обычно колеблется от нескольких до максимум 2000 рублей за каждое колесо на алюминиевом диске значительного диаметра . И избежать столь небольших затрат в масштабах всех затрат на эксплуатацию автомобиля вряд ли можно назвать экономией. Поэтому, учитывая, сколько стоит балансировка колес, любые доводы об экономии кажутся неэффективными.

Подводя итог, балансировка колес — это простая и быстрая процедура. Однако это оказывает огромное влияние на вождение! Оно гарантирует не только комфорт, включая устранение вибраций кузова, но прежде всего безопасность, хорошее сцепление с дорогой и поворот автомобиля на передовой.

При всех своих преимуществах это также одно из самых дешевых мероприятий по техническому обслуживанию – цена услуги начинается примерно от 400-1000 рублей за колесо. И что это значит? При следующем вращении колеса ни в коем случае не забывайте о балансировке. Если вы заметили какие-либо тревожные симптомы в своем автомобиле сейчас, отдайте балансировку колес сегодня. Только на этот раз в известной мастерской.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Шины
Добавить комментарий