Перестановка шин – что это и как это сделать?

Перестановка шин — одна из основных практик, позволяющая продлить время, в течение которого шины проявляют свои оптимальные свойства. Рассмотрим подробнее основные вопросы, связанные с данным вопросом.

Перестановка шин – что это и как это сделать
Перестановка шин – что это и как это сделать

Сигналы, которые мы получаем от наших специалистов по обслуживанию клиентов, показывают, что осведомленность водителей о преимуществах ротации шин все еще низка. Между тем, помимо регулярных проверок давления, балансировки и правильного хранения,  перестановка шин является одной из важнейших практик, помогающих поддерживать шины в оптимальном состоянии в течение длительного времени. Что такое ротация шин? Почему и как часто следует использовать эту обработку и как следует менять шины в зависимости от типа протектора? 

Перестановка шин – почему это того стоит?

Ротация шин, то есть их замена, заключается в первую очередь в том, чтобы протектор каждой шины изнашивался равномерно. В основе этой практики лежит тот факт, что шины легковых автомобилей выполняют разную работу в зависимости от оси, на которой они находятся, поэтому они используются в разной степени.

Многие водители знают, что неправильный сход-развал и дефекты геометрии подвески со временем оказывают негативное влияние на шины. Однако специфика легкового автомобиля означает, что даже при правильной настройке развал-схождения и геометрии шины подвергаются различным нагрузкам. 

Шины на ведомой оси выполняют гораздо большую работу. Чаще всего это передняя ось, т.е. рулевое управление, что также приводит к более быстрому износу по сравнению с шинами задней оси. Еще одним фактором, вызывающим более быстрый износ передних шин переднеприводного автомобиля, является нагрузка на систему привода, из-за которой колесо оказывает большую силу, направленную в сторону дороги. Передняя ось оснащена более мощными тормозами, поскольку при торможении распределение усилий происходит еще сильнее вперед. При ускорении и повороте шина с огромной силой трётся об асфальт. 

Немного другая ситуация в заднеприводных автомобилях с полным приводом. У заднеприводных автомобилей с классической системой привода (передний двигатель) диспропорция нагрузки на колеса значительно ниже. Передние шины по-прежнему поглощают большую часть тормозных усилий, изнашиваются при поворотах и ​​обычно нагружаются сильнее, но не передают крутящий момент двигателя на асфальт. Поэтому они меньше изнашиваются при ускорении и во время движения. 

Автомобили, имеющие в силу своей конструкции развесовку по осям, близкую к 50:50, с центральным двигателем, трансмиссией (двигатель спереди, коробка передач на задней оси) или правильно спроектированные автомобили с классическим приводом. системы износ шин на обеих осях практически равномерный. 

У автомобилей с полным приводом износ шин будет зависеть от типа привода и распределения крутящего момента между осями. Обычно при постоянном приводе 4х4 передние шины изнашиваются быстрее задних, но разница будет не такой большой, как у переднеприводных автомобилей. Если привод на одну из осей включается только при необходимости, автомобиль обычно приводится в движение на одной оси. Специфика износа шин зависит от того, какой мост постоянно ведущий, а какой навесной.

У каких автомобилей следует менять шины?

В связи с тем, что в автомобилях с ведущим задним мостом передний мост остается управляемым, большее значение имеет равномерный износ шин на обеих осях . Поэтому в случае с такими автомобилями при обнаружении износа на одной оси следует заменять весь комплект шин. Перестановка шин не имеет особого смысла, ведь независимо от того, на какой оси больше изношены шины, управляемость и безопасность автомобиля снизятся.

То же самое можно сказать и об автомобилях с постоянным полным приводом (например, Audi с приводом Quattro или многими внедорожниками). Если в автомобиле передний мост постоянно ведущий, а задний подсоединен (решение, часто встречающееся в внедорожниках среднего класса, например, Nissan Qashqai или VW Tiguan), перестановка шин приносит пользу и ее стоит выполнять регулярно.

Замена шин наиболее выгодна на автомобилях с передним приводом (FWD). Именно при таком строении системы привода диспропорция сил между осями наибольшая, и передние шины имеют гораздо большее значение для безопасности, чем задние. Пропорционально количеству пройденных километров будет увеличиваться разница в глубине протектора между шинами передней и задней оси. Перестановка шин помогает устранить эту разницу, обеспечивая более длительный срок службы шин. Кроме того, это гарантирует более предсказуемое поведение автомобиля при резких маневрах за счет меньшей разницы в уровне сцепления передней и задней оси. Это означает безопасность вождения. 

Также необходимо помнить, что не у всех автомобилей одинаковые шины спереди и сзади. Некоторые модели автомобилей, особенно спортивные, имеют другие шины. Например, на Porsche 911 Carrera (992) нынешнего поколения установлены шины размером 235/35 R20 спереди и 305/30 R21 сзади. Такая ситуация иногда случается и в более популярных автомобилях, и тогда перестановка шин невозможна.

Замена шин – когда это делать ?

Теперь, когда мы знаем, почему нам следует заменять шины в нашем автомобиле, возникает еще один важный вопрос – как часто нам следует это делать? Предполагается, что пробег между сменами шин для среднего хэтчбека мощностью около 100 л.с. составляет примерно 10 000 км. 

Однако не существует конкретного пробега, после которого появляются диспропорции в износе протектора между шинами передней и задней оси. Это во многом зависит от веса и мощности автомобиля, нашей манеры вождения и самой шины. Поэтому важно контролировать глубину протектора и реагировать, если мы обнаружим значительную разницу между шинами передней и задней оси.

Также помните, что если передние шины чрезмерно изношены, их нельзя переносить на задние и немедленно заменять. Хотя в автомобилях с передним приводом задняя ось немного менее важна, чем передняя, ​​езда по очень мелкому протектору небезопасна. Если шины на задней оси еще в хорошем состоянии, их можно оставить и купить только две на переднюю ось. После следующего сезона вы оцените, рекомендуется ли заменять шины.

Хорошая возможность сменить шины – это сезонная замена шин. По этой причине при снятии шин стоит отметить положение, которое они занимают на осях автомобиля. Это облегчит его последующую замену. Обычно белым маркером на боку шины делаются надписи, кратко описывающие ось и борта автомобиля. PP будет означать переднее правое колесо, а TL — заднее левое колесо (PL и TP аналогично). 

Как перевернуть шины ?

Мы должны вращать шины по определенной схеме. Они зависят в первую очередь от структуры протектора шины. Это может быть:

  • симметричный;
  • асимметричный;
  • направленный.

С тех пор как производители шин начали предлагать шины с направленным и асимметричным протектором, эти рисунки немного усложнились. Следует отметить, что в случае протектора, у которого задано направление качения (направленное) или у которого внешняя часть отличается от внутренней части (асимметричная), перемещение шин возможно только с одной стороны автомобиля. В случае шин с симметричным протектором колеса можно перемещать, как между осями, так и между бортами автомобиля.

Вращать симметричные шины проще всего, достаточно измерить глубину протектора и установить более качественные шины на ведомую ось. Если вы знаете, где была установлена ​​данная шина, оптимально производить замену шин крест-накрест. Передняя правая должна переходить в левую заднюю и т. д. Шины изнашиваются не только неравномерно в зависимости от оси, но и в меньшей степени несимметрично из-за сил, действующих в повороте. 

Асимметричные шины следует устанавливать соответствующей стороной протектора наружу автомобиля. Направления должны поворачивать в обозначенном направлении. Если вы не будете следовать этим рекомендациям, они не будут работать должным образом. Они не обеспечат тягу и надлежащий отвод воды, что может закончиться трагически. Поэтому в шинах этого типа можно переносить шины между осями только одной стороны. Переднее левое колесо может переходить к левому заднему, а заднее правое — к правому переднему (и наоборот, конечно). 

В случае сомнений убедитесь, что стрелки на боковинах, обозначающие направление качения, направлены вперед (в случае направленных шин) или что маркировка «снаружи» находится на внешней стороне автомобиля (в случае асимметричных шин).

Стоит обратить внимание на конкретный случай, когда вы покупаете не весь комплект шин в один сезон, а только шины на одну ось. Сравнительно часто случается, что после сезона передние шины критически изношены, а задние еще имеют приемлемую глубину протектора. В такой ситуации многие решают сэкономить и покупают всего две шины. После следующих нескольких десятков тысяч километров на этих шинах наверняка изнашиваются и задние шины. В таком случае рекомендуется перестановка шин, при которой использованные передние шины следует разместить сзади, а новые установить на переднюю ось. 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Шины
Добавить комментарий