Приблизительная дата производства шин: четыре цифры в овальной рамке, выбитые на боковой стороне шины, указывают, на какой неделе и в каком году шина была выпущена с завода. В интернет-магазинах в избранных предложениях указана дата производства шин, причем обычно это относится к шинам выпуска 2020 и 2021 года, в случае с другими предложениями данные о дате производства шин отсутствуют, и похвастаться зачастую нечем. . Точно: насколько важна дата производства шины?
Дата изготовления шин: DOT-код, за которым следует закодированная заводская маркировка, затем овальная рамка с тремя или четырьмя цифрами – цифры в этом овале обозначают период, в котором шины были изготовлены. Первые две цифры обозначают неделю года (здесь: неделя 11), а последние две — год (здесь: 2019)
- Согласно стандарту, неиспользованная шина может считаться новой в течение 36 месяцев с даты производства. Шины старше 10 лет вообще не должны устанавливаться на колеса автомобиля. Условия хранения шин важнее, чем дата изготовления шин.
Вы заказываете четыре новые шины, платите много, а высылаете… старые. Ну, может быть, не старые, но и не совсем новые, например, несколько или несколько месяцев. Рекламировать? Договориться о скидке? Настроить и идти?
Да, резина стареет. Между тем, однако, редко кто покупает шины, выпущенные несколько недель назад. Чаще бывает так, что зимние шины, которые мы покупаем в октябре, произведены в марте и это самая младшая партия интересующей нас модели. Проходят месяцы, а иногда и… годы, прежде чем шины распределятся по складам импортеров в разных странах, прежде чем они будут куплены местными оптовиками и отправлены в магазины и индивидуальным покупателям.
Для шин, произведенных на Дальнем Востоке, существуют медленные морские перевозки и таможенные процедуры. Так месяцев, скажем, — до года. Однако можно предположить, что если мы покупаем шину старше одного года, значит, что-то не получилось — например, оптовик заказал слишком много шин, погода была неблагоприятная (например, зимы на практике не было) и он сделал не продать, он избавится от товара в ближайшие годы. Но что это меняет?
Дата производства шин: что говорят стандарты?
Существует стандарт, который гласит, что неиспользованная шина не старше 36 месяцев считается полноценной шиной. Просто применение польских стандартов годами было добровольным. На самом деле совершенно законно сдать шину, которая пролежала на складе четыре года, как новую. Это как купить, скажем, новый 4-летний стул. При покупке стула мы спрашиваем, когда он был произведен? Возможно нет! Просто шина сделана из резины, а резина стареет.
Что ломает шину?
Шины стареют во время вождения (изнашивается протектор), а также когда автомобиль не используется. На старение шин в первую очередь влияют внешние факторы: вода, соль, масла (дорожное покрытие не лишено масел!), неоптимальная температура и, прежде всего, УФ-излучение, то есть солнечный свет. Это важнее, чем мы можем подумать. Если мы всегда паркуем машину на улице и всегда в одном и том же положении к солнцу, резина шин с одной стороны автомобиля может покрыться сетью микротрещин, а шины с другой стороны будут выглядеть красиво.
Или, говоря иначе: шины автомобиля, припаркованного на улице, изнашиваются быстрее, чем шины автомобиля, обычно припаркованного в подземном гараже. Также стоит знать, что разные шины стареют (не путать с износом протектора) с разной скоростью: одни через 5 лет выглядят настолько плохо, что на них страшно ездить, а другие после 5 лет эксплуатации еще выглядят нормально. Большое влияние на неэлегантный серый вид шин оказывает способ мытья автомобиля: средства, используемые в автоматических мойках, и (прежде всего) щелочные препараты в бесконтактных мойках вызывают серый цвет резины. Между тем, непроданные шины обычно лежат в темном складе, который не имеет окон, не контактирует с химикатами, температура на складе никогда не бывает экстремальной.
Стоит ли покупать шины с «неправильной» датой производства или нет?
Если поставить рядом две неиспользованные шины, «старую» и «новую», то, скорее всего, невооруженным глазом не будет видно никакой разницы (особенно шины высокого класса). Вы скажете: а если это шины из разных партий, то они могут как-то отличаться, а шины на одной оси должны быть одинаковыми, верно? Расслабляться. Различия, наверное, есть, но они настолько малы, что их невозможно измерить. В любом случае, шины, которые отличаются по дате выпуска на неделю или несколько недель, тоже теоретически могут отличаться.
Только самые крупные интернет-магазины и только выгодные в этих условиях они могут себе позволить выбирать шины одной даты изготовления перед отправкой их покупателю. Чаще всего при покупке четырех шин мы получаем резинки, одной из которых полгода, другой 9 месяцев, может год. Что лучше? Неизвестно! Может случиться так, что самую старую шину легче всего отбалансировать, а значит, и лучшую — случайно, конечно.
Совет: возраст шины, если речь идет о годе, двух или трех, лучше вообще не волноваться, это пустая трата времени. Однако если шина более старая, то – хотя она, вероятно, ничем не отличается от той, что была произведена вчера, – есть место для переговоров о цене. Стоит воспользоваться тем фактом, что шинные дилеры находятся под давлением клиентов, которые хотят, чтобы шины были произведены вчера. Так что относитесь к старым шинам как к возможности — на скидку можно и нужно рассчитывать.
Пригодность шины к эксплуатации: 10 лет и достаточно!
Однако производители шин соглашаются: по соображениям безопасности шины не должны использоваться более 10 лет с даты изготовления. Это, конечно, договорное ограничение и должно рассматриваться как таковое: шина, которая используется регулярно, но на очень короткие расстояния, устанавливается на колеса автомобиля, припаркованного в подземном гараже, не имеет трещин и может быть безопасной. еще дольше. В свою очередь, младшая покрышка, покрытая сетью видимых невооруженным глазом микротрещин, — плохая покрышка! Маловероятно, что она сломается, но гнилая сторона шины также означает вздутие протектора с неоптимальной жесткостью. На утилизацию!
И еще: нас должен волновать «возраст модели» больше, чем технически. Производители шин обновляют свою продукцию каждые несколько лет и если мы покупаем шины, которые находятся на рынке 6 лет или это уже модель, снятая с производства, есть риск, что через два года, когда мы сломаем одну, мы не сможем чтобы купить такую же шину — нам придется купить две другие. Но это, по сути, единственный риск.